Конституция Турецкой Республики. Вводная статья

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

Турция в географическом отношении является весьма своеобразным государством. И это своеобразие заключается в том, что часть ее расположена в Азии, другая же часть находится в Европе. Азиатская и европейская части разделены Мраморным морем и проливами Босфор и Дарданеллы. Азиатская часть Турции носит название Анатолия, европейская часть - Восточная Фракия.

Территория Турции - 779,5 тыс. кв. км. Население - 62,7 млн. человек (по данным 1996 г.). Столица - г. Анкара, но самый большой город Турции - Стамбул (более 10 млн. человек). Государственный язык - турецкий, господствующая религия - ислам (суннитского толка).

Истории Турции известны четыре конституции. Первая Конституция Турции - Конституция Османской империи 1876 г. устанавливала неограниченную власть султана. После упразднения монархии 29 октября 1923 г. была провозглашена Турецкая Республика. Первая республиканская Конституция Турции была принята 20 апреля 1924 г.; вторая - 9 июня 1961 г.; третья, ныне действующая, - 18 октября 1982 г.

Конституция Турецкой Республики 1982 г. насчитывает 175 статей и состоит из Преамбулы и семи частей. Турецкая Республика, согласно Конституции, является демократическим, светским, социальным и правовым государством.

Основные цели государства - защищать независимость и целостность турецкой нации, неделимость страны, республику и демократию, гарантировать благосостояние, покой и благополучие личности и общества; стремиться устранять политические, экономические и социальные препятствия, ограничивающие основные права и свободы личности, которые несовместимы с принципами справедливости, социального и правового государства; стремиться создавать необходимые условия для материального и духовного развития личности.

Конституция Турецкой Республики устанавливает, что законодательная власть является прерогативой Великого Национального Собрания, исполнительная власть принадлежит Президенту Республики и Совету министров, а правосудие осуществляют от имени народа независимые суды.

Конституция провозглашает равенство турецких граждан перед законом и верховенство Конституции.

Конституция Турции закрепляет личные, социально-экономические и политические права и свободы граждан, а также их обязанности. Конституция предусматривает следующие личные права и свободы граждан: право на личную свободу и неприкосновенность (ст. 19), право соблюдения тайны личной и семейной жизни (ст. 20), право на неприкосновенность жилища (ст. 21), право на свободу обмена информацией (ст. 22), право на свободу выбора места жительства и передвижения (ст. 23), право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений (ст. 24), право на свободу мысли и убеждений (ст. 25), право распространять свои мысли и мнения устно, в письменной форме или в изображениях, а также другими способами, индивидуально или коллективно (ст. 26)*(1), право свободно изучать и преподавать науку и искусство, давать разъяснения, а также проводить исследования в этих областях (ст. 27), право издавать периодические и непериодические издания (ст. 29), право использовать иные, чем печать, средства массовой информации, принадлежащие негосударственным корпорациям (ст. 31), право опровержения и ответа (ст. 32), право создавать ассоциации без предварительного разрешения (ст. 33), право собираться мирно и без оружия, а также участвовать в демонстрациях без предварительного разрешения (ст. 34), право собственности и наследования (ст. 35), право выступать в судебном процессе в качестве истца или ответчика, применяя законные средства и процедуру (ст. 36), право обратиться к компетентным властям, если нарушены конституционные права и свободы (ч. 1 ст. 40), право на возмещение ущерба из-за неправомерных действий должностных лиц (ч. 2 ст. 40).

Конституция Турции предусматривает также ряд гарантий, обеспечивающих реализацию личных прав и свобод граждан. Эти гарантии являются конституционными запретами, касающимися деятельности всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Так, в соответствии с Конституцией никто не может быть подвергнут пыткам и истязаниям; никто не может быть подвергнут наказанию или обращению, несовместимому с человеческим достоинством (ст. 17); никто не может быть принужден к труду (ст. 18)*(2); никто не может быть лишен свободы, за исключением случаев, когда такая процедура предусмотрена законом (ст. 19); никакой суд не может уклониться от рассмотрения дела, которое входит в его компетенцию (ст. 36); никто не может быть изъят из подсудности того суда, который предусмотрен законом; не могут создаваться чрезвычайные инстанции, наделенные судебными полномочиями (ст. 37); никто не может быть наказан за деяние, которое в момент его совершения не являлось преступлением по действующим законам; никто не может быть подвергнут более тяжелому наказанию, чем указано в законе на момент совершения данного преступления; никто не может быть признан виновным, пока его виновность не будет доказана в суде; никто не должен свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи или приводить такого рода доказательства; никакой гражданин не должен быть выдан иностранному государству в связи с совершенным им преступлением (ст. 38).

Кроме того, Конституция постановляет: никто не должен быть принужден к отправлению религиозных культов или участвовать в религиозных церемониях и обрядах, к проявлению своих религиозных верований и быть обвиненным или осужденным за свои религиозные убеждения; никому не позволено эксплуатировать или злоупотреблять религией или религиозными чувствами либо признаваемыми религией святынями с целью приспособления, пусть даже частично, религиозных правил к социальному, экономическому, политическому или правовому строю государства либо с целью обеспечения политических или личных выгод и влияния (ст. 24), никто ни по каким причинам и ни с какой целью не может принуждаться высказывать свои мысли и убеждения, подвергаться упрекам или обвинениям из-за таковых (ст. 25); использование права собственности не должно противоречить интересам общества (ст. 35).

К социально-экономическим правам и свободам граждан Конституция Турции относит: право на обучение и образование (ст. 42), право на выбор профессии, право на заключение трудовых соглашений, право на частное предпринимательство (ст. 48, 53), право на труд (ст. 49), право на заработную плату, выплачиваемую в соответствии с затраченным трудом (ст. 55), право на отдых и свободное время (ст. 50), право без предварительного разрешения создавать профсоюзы и формировать их руководящие органы в целях защиты и развития экономических и социальных прав и интересов их членов (ст. 51), право на забастовку и локаут (ст. 54), право жить в условиях здоровой сбалансированной окружающей среды (ст. 56), право на социальное обеспечение (ст. 60), право на вспомоществование (ст. 61).

В качестве гарантий, обеспечивающих реализацию социально-экономических прав и свобод граждан, Конституция Турции устанавливает ряд запретов и предусматривает ряд обязанностей государства. Так, согласно Конституции, никто не может быть лишен права на обучение и образование (ст. 42); никто не может принуждаться к выполнению работы, не соответствующей его возрасту, полу и способностям (ст. 49); никто не должен принуждаться к вступлению в профсоюз или выходу из него (ст. 51).

Согласно Конституции, государство обязано принимать меры в целях повышения жизненного уровня трудящихся, защиты их интересов, улучшения условий труда и создания благоприятных экономических условий для ограничения безработицы. Кроме того, государство способствует обеспечению согласия в трудовых отношениях между работодателями и трудящимися (ст. 49), гарантирует трудящимся заработную плату, соответствующую выполненной работе, и право пользования социальными пособиями (ст. 55). Помимо этого государство обязано заботиться об улучшении окружающей среды и предотвращать ее загрязнение (ст. 56). Вместе с тем оно принимает меры, направленные на удовлетворение жилищных потребностей граждан (ст. 57), для защиты молодежи от пристрастия к алкоголю, наркомании, преступности, азартным играм и другим вредным и опасным привычкам (ст. 58), для развития физического и духовного здоровья турецких граждан (ст. 59).

Кроме того, Конституция Турции закрепляет обязанности государства к гражданам, нуждающимся в специальной социальной защите. Так, государство обязано: защищать вдов и сирот кормильцев, погибших на войне и при исполнении служебных обязанностей, инвалидов и ветеранов войны, а также обеспечивать им достойный уровень жизни; принимать меры для защиты инвалидов и обеспечивать их адаптацию к жизни общества; оказывать государственную помощь престарелым; принимать все возможные меры по сохранению для общества детей, нуждающихся в защите (ст. 61). Турецкие граждане, согласно Конституции, имеют следующие политические права: право на гражданство (ст. 66), право избирать, быть избранным и заниматься политической деятельностью (ст. 67), право создавать политические партии и состоять в них (ст. 68), право поступать на государственную службу (ст. 70), право обращаться в письменной форме к компетентным органам и к Великому Национальному Собранию с петициями и жалобами, касающимися их лично или общества (ст. 74).

Конституция Турции запрещает злоупотребление основными правами и свободами. Согласно Конституции, никакие зафиксированные в Конституции права и свободы не должны осуществляться с целью: подрыва единства государства, страны и нации; создания угрозы существованию турецкого государства и Республики; отмены основных прав и свобод; передачи государственной тайны одному лицу или группе лиц; установления господства одного класса над другими классами; дискриминации по языку, расе, религии или вере; установления любыми другими средствами государственного строя, основанного на этих концепциях и идеях. Санкции, которые применяются против тех, кто нарушает эти запреты, и тех, кто подстрекает и провоцирует других к этому, определяются законом (ст. 14).

В соответствии с Конституцией Турции граждане обязаны: соблюдать Конституцию (ст. 11), получить первоначальное образование (ст. 42), трудиться (ст. 49), служить в армии (ст. 72), платить налоги (ст. 73).

Парламент - Великое Национальное Собрание Турции состоит из 550 депутатов, избранных на основе всеобщего избирательного права. Собрание избирается сроком на пять лет, и оно может принять решение о проведении новых выборов до истечения этого срока.

Великое Национальное Собрание Турции принимает, изменяет и отменяет законы; контролирует деятельность Совета министров и министров; наделяет Совет министров правом принимать по определенным вопросам постановления, имеющие силу закона; рассматривает и утверждает законопроекты о государственном бюджете и отчет о его исполнении; принимает решения об эмиссии денег и объявлении войны; ратифицирует международные договоры; принимает решения об объявлении всеобщей и частичной амнистии*(3); принимает решения о приведении в исполнение вынесенных судами и окончательно утвержденных смертных приговоров. Правом законодательной инициативы обладают Совет министров и депутаты.

Следует отметить, что, согласно Конституции, постановления Совета министров, имеющие силу закона, не приобретают юридическую силу, если в день их опубликования они не представлены Великому Национальному Собранию. Однако если они своевременно представлены Великому Национальному Собранию, но отклонены им, такие постановления прекращают свое действие с момента их опубликования в правительственном вестнике.

Великое Национальное Собрание Турции самостоятельно собирается ежегодно в первый день октября. В течение года Собрание может находиться на каникулах максимум три месяца, но во время перерыва между заседаниями или во время каникул Собрание может быть созвано Президентом Республики либо по требованию Совета министров спикер Собрания также может созвать Собрание по собственной инициативе либо по письменному требованию 1/5 его членов.

Парламент Турции, если Конституция не предусматривает иное, может заседать при наличии кворума - 1/3 от общего числа депутатов. Он принимает решения абсолютным большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, при этом необходимое большинство для принятия решений ни в коем случае не может быть меньше чем 1/4 плюс 1 голос от общего числа депутатов.

Дебаты, проведенные на пленарных заседаниях парламента, являются открытыми и публикуются без изменений в сборнике протоколов. В соответствии с Регламентом парламента могут проводиться закрытые заседания. Опубликование прений таких заседаний зависит от решения парламента.

Для обеспечения депутатов и общественности официальной информацией о деятельности правительства Конституция наделяет депутатов Великого Национального Собрания правом задавать вопросы премьер-министру и министрам. Они обязаны дать ответ на поставленный вопрос в устной или письменной форме. С такой же целью Конституция предусматривает и право на интерпелляцию. Интерпелляция может быть внесена на рассмотрение Великого Национального Собрания депутатами от имени какой-либо партийной группы или за подписью 20 депутатов. В ходе рассмотрения интерпелляции, однако, субъект, внесший ее, или Совет министров могут поставить вопрос о голосовании доверия правительству. Для роспуска Совета министров или смещения министра необходимо, чтобы абсолютное большинство депутатов от их общего числа проголосовало за выражение недоверия.

Конституция Турции, кроме того, учреждает институт парламентских расследований в отношении премьер-министра и других министров. Предложение о подобном расследовании может внести не менее 1/10 части депутатов Великого Национального Собрания. Оно должно рассмотреть и принять решение по этому вопросу в течение одного месяца. В случае принятия решения о проведении расследования таковое проводится комиссией, выбранной Собранием, в составе 15 членов. Комиссия должна представить свой доклад Великому Национальному Собранию в течение двух месяцев. Великое Национальное Собрание обсуждает доклад комиссии в порядке первоочередности и при необходимости может принять решение передать вопрос в Верховный суд. Такое решение принимается абсолютным большинством голосов от общего числа депутатов.

Президент Турции избирается Великим Национальным Собранием сроком на семь лет из числа своих членов, которым исполнилось 40 лет и которые имеют высшее образование, либо из числа турецких граждан, обладающих этими данными и отвечающих требованиям, предъявляемым к депутатам. Кандидатуру на пост Президента Республики не из членов Великого Национального Собрания может предложить в письменной форме не менее чем 1/5 часть депутатов Собрания.

Одно и то же лицо не может дважды избираться Президентом Турции, при этом связи лица, избранного Президентом, с его политической партией, если таковые имеются, прерываются, а членство в Великом Национальном Собрании прекращается.

Президент избирается 2/3 голосов от общего числа членов Великого Национального Собрания путем тайного голосования.

Выборы Президента начинаются за 30 дней до истечения срока его полномочий либо спустя 10 дней после того, как пост Президента становится вакантным, и завершаются в течение 30 дней со дня начала выборов. Кандидаты должны быть зарегистрированы в Президиуме Собрания в течение первых 10 дней этого срока, а в течение 20 последующих дней выборы должны быть завершены.

Если в ходе двух первых туров голосования, проводимых с интервалом как минимум в течение трех дней, не удается получить большинство голосов в 2/3 от общего числа депутатов, проводится третий тур голосования. Избранным на пост Президента считается кандидат, получивший при третьем туре голосования абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов. Если в этом туре не удается получить абсолютное большинство, то проводится четвертый тур голосования между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в третьем туре. Если же и в этом туре ни один из кандидатов не получит большинства голосов от общего числа депутатов, незамедлительно проводятся новые выборы в Великое Национальное Собрание.

Президент Республики, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять свои обязанности вплоть до того момента, когда вновь избранный Президент приступит к исполнению своих обязанностей.

Президент Республики является главой государства. В этом качестве он представляет Турецкую Республику и единство нации, обеспечивает исполнение Конституции, а также согласованную работу государственных органов.

Конституция Турции наделяет Президента широкими полномочиями, касающимися государственных органов всех ветвей государственной власти и которые определяют его место в системе государственных органов. Так, в связи с деятельностью Великого Национального Собрания Президент Турции имеет право: принимать решение о проведении новых выборов в Великое Национальное Собрание; созывать Великое Национальное Собрание на заседание; выступать с ежегодными посланиями при открытии сессии Великого Национального Собрания; возвращать принятые Великим Национальным Собранием законы для повторного рассмотрения; опубликовывать законы; принимать постановления, имеющие силу закона; возбуждать в Конституционном суде дело об отмене законов, постановлений Совета министров, имеющих силу закона, Регламента Великого Национального Собрания в целом или их отдельных предписаний на том основании, что они по форме и по существу противоречат Конституции; выносить на референдум законы, касающиеся изменений в Конституции.

В связи с осуществлением функции управления в государственном механизме Президент Турции имеет право: назначать премьер-министра; назначать и увольнять министров; созывать Совет министров на заседания; председательствовать на заседаниях Совета министров; подписывать и опубликовывать постановления Совета министров, имеющие силу закона и принимаемые Советом министров инструкции; опубликовывать решения Совета министров об объявлении чрезвычайного и военного положения; аккредитовывать представителей турецкого государства в иностранных государствах и принимать представителей иностранных государств в Турецкой Республике; утверждать и опубликовывать международные договоры; принимать решение об использовании турецких Вооруженных Сил; назначать начальника Генерального штаба; созывать на заседание Совет национальной безопасности и председательствовать на нем; назначать членов и председателя Совета государственного контроля и поручать ему изучение, разбирательство и проверку конкретных дел; назначать членов Совета по высшему образованию и ректоров университетов.

Конституция предоставляет Президенту ряд полномочий и в связи с осуществлением функции правосудия в Республике Турции. Так, он имеет право: отменять полностью или частично приговоры судов в отношении некоторых лиц в связи с их хронической болезнью, увечьем или старостью; назначать членов Конституционного суда, 1/4 часть членов Государственного Совета, Главного прокурора и представителя Главного прокурора в Высшем апелляционном суде, членов военных апелляционных судов, членов Высшего военного апелляционного суда и членов Высшего Совета судей и прокуроров.

Конституция Турции предусматривает возможность привлечения Президента к ответственности. Единственное деяние, за совершение которого, согласно Конституции, Президент может быть привлечен к ответственности, - это измена Родине. Президент может быть привлечен к ответственности, если за это проголосовало не менее 1/3 депутатов Великого Национального Собрания. Решение, подтверждающее выдвинутое против Президента обвинение в измене Родине, считается принятым, если за него проголосовало не менее чем 3/4 депутатов Великого Национального Собрания.

Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается Президентом Республики из числа депутатов Великого Национального Собрания. Министры назначаются и освобождаются от должности Президентом по предложению премьер-министра, кандидатуры которых последний подбирает из числа депутатов парламента и из лиц, обладающих качествами, необходимыми для избрания депутатом.

Вновь назначенный Совет министров должен получить вотум доверия Великого Национального Собрания, при отсутствии же такового в течение 45 дней, согласно Конституции, должен быть сформирован новый состав Совета министров. Если же и в этом составе Совет министров не получил вотум доверия, Президент после консультации с председателем Великого Национального Собрания может принять решение о проведении досрочных выборов парламента.

Конституция Турции связывает судьбу персонального состава правительства и его судьбу с назначением выборов в Великое Национальное Собрание. Так, если назначены выборы в Великое Национальное Собрание, министр юстиции, министр внутренних дел и министр связи должны подать в отставку. Премьер-министр назначает на их место лиц, являющихся депутатами или не являющихся таковыми. Когда принято решение о проведении досрочных выборов в Великое Национальное Собрание в связи с его роспуском, Совет министров обязан подать в отставку, а Президент - назначить премьер-министра и поручить ему сформировать временный Совет министров.

Состав временного Совета министров формируется из представителей партийных фракций пропорционально их численности, а министры юстиции, внутренних дел и связи подбираются из числа независимых депутатов Великого Национального Собрания или из лиц, не являющихся депутатами. Председатель Великого Национального Собрания определяет число членов, привлекаемых в правительство из состава партийных фракций, и сообщает об этом премьер-министру.

Временный Совет министров формируется в течение пяти дней с момента опубликования в правительственном вестнике решения о проведении досрочных выборов.

Временный Совет министров выполняет свои обязанности в период проведения выборов и до созыва на сессию вновь избранного Великого Национального Собрания. Никто не может поставить на голосование вопрос о доверии временному Совету министров.

Премьер-министр как председатель Совета министров обеспечивает сотрудничество между министрами и следит за проведением общей политики правительства, причем члены Совета министров несут солидарную ответственность за проведение такой политики.

Совет министров принимает постановления, имеющие силу закона, если право на их издание предоставлено Совету министров Великим Национальным Собранием. Кроме того, Совет министров издает инструкции, регламентирующие порядок исполнения законов или раскрывающие содержание предписываемых законом действий при условии, что эти инструкции не противоречат законам и рассмотрены высшей инстанцией административной юстиции Турции - Государственным Советом. Постановления и инструкции Совета министров подписываются Президентом и опубликовываются тем же способом, что и законы.

Премьер-министр может, предварительно обсудив в Совете министров, сделать запрос Великому Национальному Собранию о выражении доверия правительству.

Запрос о выражении доверия не может обсуждаться ранее чем спустя один полный день после его подачи в Великое Национальное Собрание и не может ставиться на голосование иначе как по истечении одного полного дня после завершения обсуждения.

Запрос о выражении доверия может быть отклонен лишь абсолютным большинством голосов от общего числа депутатов.

Совет министров под председательством Президента Республики может объявлять чрезвычайное положение в одном или более регионе или по всей стране на срок, не превышающий шести месяцев, в случае стихийного бедствия, опасных эпидемических болезней или серьезного экономического кризиса. В случае же серьезных проявлений широко распространенных актов насилия, направленных на уничтожение свободного демократического порядка, установленного в соответствии с Конституцией, или основных прав и свобод, либо серьезного ухудшения общественного порядка из-за актов насилия, Совет министров под председательством Президента Республики после консультации с Советом национальной безопасности также может объявлять чрезвычайное положение в одном или более регионе или по всей стране в течение периода, не превышающего шести месяцев.

Решение правительства об объявлении чрезвычайного положения публикуется в правительственном вестнике и должно быть немедленно представлено Великому Национальному Собранию. Собрание может изменить срок действия чрезвычайного положения, продлив этот срок по представлению Совета министров максимум до четырех месяцев или отменив чрезвычайное положение.

Кроме того, Совет министров под председательством Президента Республики, после консультации с Советом национальной безопасности, может объявлять военное положение в одном или более регионе или по всей стране не более чем на 6 месяцев в случае широко распространенных актов насилия, которые являются более опасными, чем случаи, требующие объявления чрезвычайного положения, и которые нацелены на уничтожение свободного демократического порядка или основных прав и свобод, закрепленных в Конституции, либо в случае войны, возникновения ситуации, ведущей к войне, восстания или распространения насильственных и опасных действий против Турции или республиканской формы правления или широко распространенных действий насилия внутреннего или внешнего происхождения, угрожающих государственной и национальной целостности страны. Это решение публикуется немедленно в официальном источнике и представляется Великому Национальному Собранию в тот же самый день. Собрание может уменьшить или продлить срок военного положения или отменить его.

Система органов управления в Турции построена по принципу иерархии, при этом Конституция предусматривает ряд гарантий, обеспечивающих законность в деятельности этой строго иерархической системы. Например: если должностное лицо, независимо от его ранга, считает, что распоряжение, изданное его руководителем, противоречит Конституции, закону или исполнительному акту, оно может его не исполнять, но обязано сообщить об этом должностному лицу, вынесшему данное распоряжение.

Если же, однако, руководитель настаивает на исполнении отданного им распоряжения и возобновляет его в письменной форме, должностное лицо обязано выполнить его. В этом случае лицо, исполняющее распоряжение, не может быть привлечено к ответственности.

Распоряжение же, которое само по себе является преступлением, ни в коем случае не должно быть выполнено. Исполнитель подобного распоряжения не освобождается от ответственности.

Все действия и акты органов управления и должностных лиц являются, согласно Конституции, предметом судебного контроля. Только действия Президента Республики, осуществляемые им единолично, и решения Высшего военного совета - вне сферы судебного контроля. Судебные органы ограничены, согласно Конституции, лишь проверкой соответствия действий и актов органов управления и должностных лиц законам.

Судебная система Турции и процедура судебного разбирательства регламентируются законом.

Конституция постановляет, что суды независимы при исполнении своих обязанностей и принимают решения в соответствии с Конституцией, законом и правом, согласно своей совести и внутренним убеждениям.

Ни один орган, никакие власти, инстанции или лица не могут предписывать или давать распоряжения судам и судьям, касающиеся осуществления правосудия, не могут направлять циркуляры, давать рекомендации и предложения.

В Великом Национальном Собрании не могут, например, подаваться запросы, проводиться обсуждения или делаться какие бы то ни было заявления по поводу применения судебных полномочий в отношении рассматриваемого судом дела, находящегося в производстве.

Органы законодательной и исполнительной власти должны исполнять решения суда и не могут ни изменять их, ни задерживать их исполнение.

Судьи и прокуроры, согласно Конституции, не могут быть уволены или отправлены на пенсию до достижения 65 лет.

Судами высшей инстанции в Турции являются: Конституционный суд, Высший апелляционный суд, Государственный Совет, Высший военный апелляционный суд, Высший военный административный апелляционный суд, Суд по урегулированию разногласий.

Конституция содержит предписания, касающиеся состава, формирования, юрисдикции и порядка деятельности этих судов.

Важную роль в организации и деятельности судебных органов и прокуратуры играет учрежденный Конституцией Высший Совет судей и прокуроров.

Часть четвертая Конституции Турции посвящена некоторым финансово-экономическим вопросам страны. В Конституции, в частности, содержатся основные положения, регламентирующие процедуру принятия государственного бюджета и осуществление контроля за его исполнением.

Конституция исключает возможность предоставления Совету министров права на издание постановлений, имеющих силу закона, вносящих поправки в государственный бюджет.

Конституция обязывает государство планировать экономическое, социальное и культурное развитие страны. План, согласно Конституции, должен стимулировать национальное накопление и повышение производительности, обеспечивать стабильность цен и сбалансированность внешних платежей, способствовать капиталовложениям и росту занятости, а также эффективному использованию природных ресурсов, учитывать общественные интересы и потребности. Предпринимательская деятельность в Турции осуществляется в соответствии с государственным планом.

Согласно Конституции, государство обязано принимать меры, обеспечивающие и стимулирующие нормальное обращение денег, кредита, капитала, рынка товаров и услуг, а также меры, препятствующие фактическому возникновению монополий и картелей на рынках или их образованию на основе соглашений.

Конституция Турции устанавливает: природные богатства и ресурсы находятся во владении государства и контролируются им. Право разведки и разработки этих богатств принадлежит государству. Государство может на определенный срок предоставить это право физическим или юридическим лицам. Вопрос о том, какие природные богатства и ресурсы разведываются и разрабатываются государством совместно с физическими и юридическими лицами либо непосредственно физическими и юридическими лицами, зависит от определенно выраженного в законе разрешения. Условия, которым должны следовать при этом физические и юридические лица, а также методы и принципы осуществляемого государством наблюдения и контроля, равно как и санкции, определяются законом.

Государство, согласно Конституции, обязано принимать меры, обеспечивающие развитие кооперации, меры по защите интересов потребителей, а также по защите и поддержке мелких торговцев и ремесленников.

Часть седьмая Конституции Турции содержит положения, касающиеся процедуры внесения изменений в текст Конституции.

В Турции правом законодательной инициативы, касающейся изменения Конституции, обладает группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа членов Великого Национального Собрания. Законопроект об изменении Конституции обсуждается дважды на заседании Великого Национального Собрания, и конституционная поправка считается принятой, если за нее проголосовало 3/5 от общего числа депутатов Собрания.

Президент Республики может вернуть принятый Великим Национальным Собранием закон об изменении Конституции на рассмотрение Собрания. Но если парламент Турции преодолеет 2/3 голосов вето Президента на закон об изменении Конституции, Президент может вынести данный закон на референдум. Для принятия закона об изменении Конституции путем референдума требуется, чтобы за него проголосовало более половины граждан, обладающих избирательным правом.

Текст приведен по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.

 

Фото
Памятник в парке Олбиа, Кемер, Турция.

Небольшой фоторепортаж из кемерского парка Olbia.

Фото Deepo-Outlet - центра стоковой торговли в Анталье.

Смотрите также
Постановление № 2011/2306 о первом абзаце статьи 3 Закона №5683 о пребывании и п

С 1 февраля 2012 года вступает в силу Постановление № 2011/2306 о первом абзаце статьи 3 Закона №5683 о пребывании и перемещении иностранных граждан в Турции.

Закон «О разрешении на трудоустройство иностранцев» в Турции

Закон «О разрешении на трудоустройство иностранцев» в Турции.

Временный запрет на въезд иностранных граждан в Турцию

Конституция и некоторые законы Турецкой Республики, а также международные соглашения, подписанные Турцией, предусматривают признание основных прав

О прямых иностранных инвестициях в Турции

Заинтересованность власти Турецкой Республики в привлечении иностранного капитала послужила толчком для принятия данного закона.

Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы в

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.