Конституция Турецкой Республики. Часть 3, раздел 2

ЧАСТЬ 3. Основные органы Республики. Раздел 2. Исполнительная власть

I. Президент Республики

  • А. Необходимые условия и беспристрастность
  • В. Выборы
  • С. Присяга
  • D. Обязанности и полномочия 
  • Е. Президентская отчетность и неответственность
  • F. Замещение поста Президента Республики
  • G. Генеральный Секретариат Президента Республики
  • Н. Совет государственного контроля 

А. Необходимые условия и беспристрастность

Статья 101. Президент Республики избирается сроком на семь лет Великим Национальным Собранием Турции из числа собственных членов, достигших 40 лет и имеющих высшее образование либо из числа турецких граждан, отвечающих этим требованиям и требованиям, предъявляемым к депутатам.

Для выдвижения кандидата на пост Президента Республики не из числа членов Великого Национального Собрания Турции необходимо письменное предложение не менее одной пятой от общего числа членов Собрания. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики дважды.

Избранный Президентом Республики, если он является членом партии, должен прекратить свои отношения с партией, а также должны прекратиться его полномочия как члена Великого Национального Собрания Турции.

В. Выборы

Статья 102. Президент Республики избирается двумя третями голосов от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции и тайным голосованием. Если Великое Национальное Собрание Турции не на сессии, оно должно быть созвано немедленно. Выборы Президента Республики должны начаться за 30 дней до истечения срока полномочий Президента Республики или через 10 дней после того, как пост Президента Республики становится вакантным, и завершаются в течение тридцати дней со дня начала выборов. Кандидаты должны быть зарегистрированы в Президиуме Великого Национального Собрания Турции в течение первых десяти дней этого срока, и выборы должны быть закончены в течение двадцати дней.

Если в первых двух турах, между которыми должен иметься, по крайней мере, трехдневный интервал, не получено двух третей голосов от общего числа членов, проводится третий тур голосования, и кандидат, получивший абсолютное большинство голосов от общего числа членов, избирается Президентом Республики. Если абсолютное большинство голосов от общего числа членов в третьем туре голосования не получено, то четвертый тур проводится между двумя кандидатами, которые получат наибольшее число голосов в третьем туре голосования; если Президент Республики не может быть избран абсолютным большинством голосов от общего числа членов и в этом туре голосования, то немедленно проводятся выборы Великого Национального Собрания Турции.

Срок полномочий Президента Республики продолжается до тех пор, пока вновь избранный Президент Республики не займет этот пост. 

С. Присяга

Статья 103. При вступлении в должность Президент Республики должен принести перед Великим Национальным Собранием Турции присягу:

"Как Президент Республики я клянусь честью и совестью перед Великим Национальным Собранием Турции и перед историей защищать существование и независимость государства, неделимую целостность страны и нации, безусловный суверенитет нации, соблюдать Конституцию, нормы права, быть приверженцем демократии, принципов светской республики, не отклоняться от идеала, согласно которому каждый имеет возможность пользоваться правами человека и основными свободами при условии национального мира и преуспевания в духе национальной солидарности и правосудия, прилагать все силы, чтобы сохранять и возвеличивать славу и честь Республики Турции и исполнять без предубеждения функции, которые я принял".

D. Обязанности и полномочия

Статья 104. Президент Республики - глава государства. В этом качестве он представляет Республику Турцию и единство Турецкой нации; обеспечивает исполнение Конституции, а также регулярное и гармоничное функционирование органов государства.

Обязанности, которые Президент Республики должен исполнять, и полномочия, которые он должен осуществить, в соответствии с условиями, предусмотренными в соответствующем разделе Конституции, следующие:

а) в области законодательной деятельности:

  • выступать с обращением при открытии Великого Национального Собрания Турции в первый день законодательного года, если считает это необходимым;
  • созывать Великое Национальное Собрание Турции, когда это необходимо; промульгировать законы;
  • возвращать законы в Великое Национальное Собрание Турции для повторного рассмотрения;
  • выносить на референдум законодательство о поправках Конституции, если сочтет это необходимым;
  • обжаловать в Конституционном суде положения законов, постановлений, имеющих силу закона, Регламента Великого Национального Собрания Турции на том основании, что они не соответствуют Конституции по форме или по содержанию;
  • назначать новые выборы; 

в) в области исполнительной деятельности:

  • назначать премьер-министра и принимать его отставку, назначать и освобождать министров от должности по предложению премьер-министра;
  • осуществлять контроль над Советом министров либо созывать Совет министров под его председательством всякий раз, когда считает это необходимым;
  • аккредитовывать представителей Турецкого государства в иностранных государствах и принимать представителей иностранных государств в Республике Турции;
  • ратифицировать и опубликовывать международные соглашения, представлять обязанности Главнокомандующего Турецких Вооруженных Сил от имени Великого Национального Собрания Турции;
  • назначать начальника Генерального штаба; созывать Совет национальной безопасности;
  • осуществлять контроль над Советом национальной безопасности;
  • объявлять в соответствии с решением, принятым Советом министров под его председательством, военное или чрезвычайное положение, а также опубликовывать постановления, имеющие силу закона в соответствии с решениями Совета министров, под председательством Президента; 
  • подписывать постановления; отменять полностью или частично приговор в отношении некоторых лиц в связи с хронической болезнью, недееспособностью или по старости;
  • назначать членов и председателя Государственного контрольного совета;
  • поручать Государственному контрольному совету осуществлять запросы, исследования и инспекции;
  • назначать членов Совета высшего образования, назначать ректоров университетов; 

с) в области судебной власти:

  • назначать членов Конституционного суда, одну четвертую членов Государственного Совета, Главного прокурора и представителя Главного прокурора в Высшем апелляционном суде, членов военных апелляционных судов, членов Высшего военного апелляционного суда и членов Высшего Совета судей и прокуроров.

Президент Республики также осуществляет иные полномочия по избранию и назначению, также исполняет другие обязанности, лежащие на нем в соответствии с Конституцией и законами. 

Е. Президентская отчетность и неответственность 

Статья 105. Все президентские постановления, кроме тех, которые Президент Республики имеет право принять без подписей премьер-министра или соответствующего министра, в соответствии с положениями Конституции и других законов, подписываются премьер-министром, и соответствующие министры несут ответственность за эти постановления.

Решения и распоряжения, подписанные Президентом Республики по собственной инициативе, не могут быть обжалованы ни в какой юридической инстанции, включая Конституционный суд.

Президент Республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену по предложению не менее одной трети от общего числа членов Великого Национального Собрания Турции; решение считается принятым, если за него проголосовало не менее трех четвертых от общего числа членов Собрания.

F. Замещение поста Президента Республики

Статья 106. В случае временного отсутствия Президента Республики из-за болезни, путешествия за границу или подобных обстоятельств спикер Великого Национального Собрания Турции исполняет обязанности Президента Республики и осуществляет его полномочия до возвращения Президента Республики к своим обязанностям, а также в случае отставки или по любой другой причине, вплоть до выборов нового Президента Республики.

G. Генеральный Секретариат Президента Республики

Статья 107. Учреждение, принципы организации и функционирования, а также назначения персонала Генерального Секретариата Президента Республики регулируются постановлениями Президента.

Н. Совет государственного контроля

Статья 108. Совет государственного контроля, который образуется при Президенте Республики с целью выполнения и содействия регулярному и эффективному функционированию управления и соблюдения законов, уполномочен проводить по решению Президента Республики все запросы, исследования и инспекции всех общественных органов и организаций, всех юридических лиц, общественных профессиональных организаций, ассоциаций нанимателей и профсоюзов на всех уровнях, а также благотворительных фондах и учреждениях, в которых эти общественные органы и организации имеют больше чем половину капитала.

Вооруженные Силы и все судебные органы - вне юрисдикции Совета государственного контроля.

Члены и председатель Совета государственного контроля назначаются из числа его членов Президентом Республики в соответствии с требованиями, излагаемыми в законе. Функционирование Совета государственного контроля, срок полномочий его членов, а также другие вопросы, касающиеся их статуса, регулируются законом.

II. Совет министров

  • А. Структура
  • В. Вступление в должность и вотум недоверия
  • С. Вотум недоверия правительству в период исполнения служебных обязанностей
  • D. Функции и политическая ответственность
  • Е. Образование министерств и министры
  • F. Временный Совет министров в период выборов
  • G. Инструкции
  • Н. Назначение выборов Великого Национального Собрания Турции Президентом Республики 

А. Структура

Статья 109. Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Премьер-министр назначается Президентом Республики из числа членов Великого Национального Собрания Турции.

Министры выдвигаются премьер-министром и назначаются Президентом из числа членов Великого Национального Собрания Турции или из лиц, соответствующих определенным требованиям, предъявляемым к депутатам; в случае необходимости они могут быть уволены Президентом Республики по предложению премьер-министра.

В. Вступление в должность и вотум недоверия

Статья 110. Полный список членов Совета министров представляется Великому Национальному Собранию Турции. Если Великое Национальное Собрание Турции находится на каникулах, оно созывается.

Правительственная программа Совета министров зачитывается премьер-министром или одним из министров перед Великим Национальным Собранием Турции в течение недели с момента формирования Совета министров, после чего проводится голосование о доверии правительству.

Дебаты о вотуме недоверия начинаются через полных два дня после зачтения программы, а голосование проводится через один полный день после окончания дебатов.

С. Вотум недоверия правительству в период исполнения служебных обязанностей

Статья 111. Если премьер-министр сочтет необходимым, то после обсуждения вопроса в Совете министров он может запросить о вотуме доверия Великое Национальное Собрание Турции.

Вопрос о вотуме доверия не может быть обсужден прежде, чем не пройдет один полный день после представления Великому Национальному Собранию Турции, и не ставится на голосование, пока не пройдет один полный день после дебатов.

Запрос о доверии может быть отклонен только абсолютным большинством от общего числа членов.

D. Функции и политическая ответственность

Статья 112. Премьер-министр как председатель Совета министров обеспечивает сотрудничество между министрами и контролирует выполнение общего курса правительства.

Члены Совета министров солидарно ответственны за выполнение этой политики. Каждый министр ответствен перед премьер-министром и также ответствен за прохождение дел под его юрисдикцией и за действия и поступки его подчиненных. Премьер-министр обязан гарантировать, что министры осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами, и принимают меры по устранению недостатков.

Члены Совета министров, не являющиеся депутатами, принимают присягу перед членами Великого Национального Собрания Турции в соответствии со статьей 81, и в течение их срока полномочий в качестве министров они должны соблюдать правила и требования, предъявляемые к депутатам, и обладают парламентским иммунитетом. Министры получают то же самое жалованье и привилегии, как и члены Великого Национального Собрания Турции.

Е. Образование министерств и министры

Статья 113. Формирование, упразднение, функции, полномочия и образование министерств регулируются в соответствии с законом.

Министр может заменить другого, если какие-либо должности в министерстве становятся вакантными либо министр находится в отпуске или отсутствует по уважительной причине. Однако министр не должен замещать более одной министерской должности.

Министр, который предстает перед Верховным судом по решению Великого Национального Собрания Турции, лишается своего служебного статуса. Если премьер-министр предстает перед Верховным судом, правительство считается ушедшим в отставку. Если по какой-либо причине министерский пост становится вакантным, новое назначение должно быть произведено в течение 15 дней.

F. Временный Совет министров в период выборов

Статья 114. Министры юстиции, внутренних дел и коммуникаций подают в отставку до всеобщих выборов в Великое Национальное Собрание Турции.

За три дня перед началом выборов или в случае решения провести досрочное выборы в течение пяти дней с момента решения премьер-министр назначает независимых лиц, членов Великого Национального Собрания Турции или не являющихся депутатами на эти министерские посты.

При принятии решения о проведении новых выборов в соответствии со статьей 116 Совет министров должен подать в отставку, а Президент Республики должен назначить премьер-министра, чтобы сформировать временный Совет министров.

Временный Совет министров состоит из членов политических партийных фракций пропорционально их численности в парламенте, за исключением министров юстиции, внутренних дел и коммуникаций, которые должны быть независимыми лицами - членами Великого Национального Собрания Турции, или лицами, не являющимися депутатами. Число членов, которые приглашаются в правительство от партийных групп, определяется председателем Великого Национального Собрания Турции и сообщается премьер-министру.

Члены партии, отказавшиеся принять предложенные министерские посты либо отказавшиеся впоследствии, заменяются независимыми лицами - членами Великого Национального Собрания Турции или лицами, не являющимися депутатами. Временный Совет министров формируется в течение пяти дней после публикации в правительственном вестнике о решении провести новые выборы.

На временный Совет министров вотум недоверия не распространяется. Временный Совет министров исполняет свои обязанности в течение избирательной кампании и до созыва Собрания.

G. Инструкции

Статья 115. Совет министров издает инструкции, регулирующие порядок исполнения законов или обозначающие круг вопросов, регулируемых законом при условии, что они не находятся в противоречии с существующими законами и рассмотрены Государственным Советом.

Инструкции подписываются Президентом Республики и промульгируются тем же способом, что и законы.

Н. Назначение выборов Великого Национального Собрания Турции Президентом Республики

Статья 116. В случаях, когда Совет министров не в состоянии получить вотум доверия согласно статье 110 или вынужден подать в отставку согласно статьям 99 и 111, а также если новый Совет министров не может быть сформирован в течение пяти дней либо новый Совет министров не в состоянии получить вотум доверия, Президент Республики после консультации с председателем Великого Национального Собрания Турции может назначить новые выборы.

Если новый Совет министров не сформирован в течение 45 дней после отставки премьер-министра, не связанной с вотумом недоверия, либо в течение 45 дней вслед за избранием председателя Президиума недавно избранного Великого Национального Собрания Турции, Президент Республики также после консультации с председателем Великого Национального Собрания Турции назначает новые выборы.

Решение назначить новые выборы публикуется в правительственном вестнике, и после этого проводятся выборы.

I. Национальная оборона

а) Верховное главнокомандование и руководство Генштаба

Статья 117. Статус Главнокомандующего неотделим от духовной сущности Великого Национального Собрания Турции и представляется Президентом Республики. Совет министров ответствен перед Великим Национальным Собранием Турции за национальную безопасность и за подготовку Вооруженных Сил к обороне страны.

Начальник Генштаба - Командующий Вооруженных Сил и во время войны осуществляет обязанности Главнокомандующего от имени Президента Республики. Начальник Генштаба назначается Президентом Республики по предложению Совета министров: его обязанности и полномочия регулируются законом. Начальник Генштаба ответствен перед премьер-министром в осуществлении его обязанностей и полномочий.

Служебные отношения и сфера применения юрисдикции министра национальной обороны и командования Генштаба, а также Командующего Вооруженными Силами регулируются в соответствии с законом.

b) Совет национальной безопасности

Статья 118. Возглавляемый Президентом Республики Совет национальной безопасности состоит из премьер-министра, начальника Генштаба, министра национальной обороны, министра внутренних дел и иностранных дел, командующих армии, флота и воздушных сил, а также Главнокомандующего жандармерии.

В зависимости от специфики повестки дня на заседание Совета могут быть приглашены министры и другие лица, мнение которых необходимо заслушать. Совет национальной безопасности представляет Совету министров меры по вопросам принятия решений и обеспечения необходимой координации в отношении формулирования, создания и реализации политики национальной безопасности государства. Совет министров рассматривает в первую очередь решения Совета национальной безопасности относительно мер, которые он считает необходимыми для сохранения существования и независимости государства, целостности и неделимости страны, обеспечения мира и безопасности общества.

Повестка дня Совета национальной безопасности составляется Президентом Республики с учетом предложений премьер-министра и начальника Генштаба. В отсутствие Президента Республики Совет национальной безопасности собирается под председательством премьер-министра. Организация и обязанности Генерального Секретариата Совета национальной безопасности регулируются законом.

III. Правила, регулирующие объявление чрезвычайного положения

А. Объявление чрезвычайного положения вследствие стихийного бедствия или серьезного экономического кризиса

  1. Объявление чрезвычайного положения вследствие стихийного бедствия или серьезного экономического кризиса
  2. Объявление чрезвычайного положения вследствие широкого распространения актов насилия и серьезного ухудшения общественного порядка
  3. Правила, касающиеся установления чрезвычайного положения

1. Объявление чрезвычайного положения вследствие стихийного бедствия или серьезного экономического кризиса 

Статья 119. В случае стихийного бедствия, опасных эпидемических болезней или серьезного экономического кризиса Совет министров, заседающий под председательством Президента Республики, может объявлять чрезвычайное положение в одном или более регионе или по всей стране на срок, не превышающий шесть месяцев.

2. Объявление чрезвычайного положения вследствие широкого распространения актов насилия и серьезного ухудшения общественного порядка

Статья 120. В случае серьезных проявлений широко распространенных актов насилия, направленных на уничтожение свободного демократического порядка, установленного в соответствии с Конституцией, или основных прав и свобод, либо серьезного ухудшения общественного порядка из-за актов насилия, Совет министров, заседающий под председательством Президента Республики, после консультации с Советом национальной безопасности может объявить чрезвычайное положение в одном или более регионе или по всей стране в течение периода, не превышающего шести месяцев.

3. Правила, касающиеся установления чрезвычайного положения

Статья 121. В случае объявления чрезвычайного положения в соответствии со статьями 119 и 120 Конституции это решение публикуется в правительственном вестнике и должно быть немедленно представлено Великому Национальному Собранию Турции для одобрения. Если Великое Национальное Собрание Турции находится на каникулах, оно созывается немедленно. Собрание может изменять срок действия чрезвычайного положения, продлевать срок максимум до четырех месяцев каждый раз по представлению Совета министров или может отменять чрезвычайное положение.

Финансовые, имущественные и трудовые обязательства, которые возлагаются на граждан в случае объявления чрезвычайного положения в соответствии со статьей 119, применяются согласно каждому виду чрезвычайного положения; процедура, в соответствии с которой основные права и свободы ограничиваются или приостанавливаются в соответствии с положениями статьи 15, необходимые меры, обусловленные ситуацией, виды компенсаций, предоставленных государственным служащим, изменения в статусе должностных лиц и методы управления в условиях чрезвычайного положения регулируются законом о чрезвычайном положении.

В течение чрезвычайного положения Совет министров, заседающий под председательством Президента Республики, может издавать постановления, имеющие силу закона по вопросам, связанным с чрезвычайным положением. Эти постановления публикуются в официальном источнике и должны быть представлены Великому Национальному Собранию Турции в тот же день для одобрения; срок и процедура их одобрения Собранием устанавливается Регламентом.

В. Военное положение, мобилизация и состояние войны

Статья 122. Совет министров под председательством Президента Республики, после консультации с Советом национальной безопасности может объявить военное положение в одном или более регионе или по всей стране не более чем на шесть месяцев в случае широко распространенных актов насилия, которые являются более опасными, чем случаи, требующие объявления чрезвычайного положения, и которые нацелены на уничтожение свободного демократического порядка или основных прав и свобод, закрепленных в Конституции; либо в случае войны, возникновения ситуации, ведущей к войне, восстания или распространения насильственных и опасных действий против Родины и Республики или широко распространенных действий насилия внутреннего или внешнего происхождения, угрожающих государственной и национальной целостности. Это решение публикуется немедленно в официальном источнике и представляется для одобрения Великому Национальному Собранию Турции в тот же день.

Если Великое Национальное Собрание Турции находится на каникулах, оно должно быть немедленно созвано. Если Великое Национальное Собрание Турции сочтет необходимым, оно может уменьшить или продлить срок военного положения или отменить его.

В период военного положения Совет министров под председательством Президента Республики может издавать постановления, имеющие силу закона по вопросам, связанным с военным положением. Эти постановления публикуются в официальном источнике и передаются для одобрения Великому Национальному Собранию Турции в тот же день. Срок и процедура их одобрения Собранием определяется Регламентом.

Продление периода военного положения максимум на четыре месяца каждый раз зависит от решения Великого Национального Собрания Турции.

В случае состояния войны ограничение срока до четырех месяцев не применяется. В случаях военного положения, мобилизации и состояния войны законом регулируются положения, которые нужно применить, и варианты, которыми ограничиваются или приостанавливаются свободы и обязательства, наложенные на граждан в случаях войны или в случае возникновения ситуации, ведущей к войне.

Командующие военным положением осуществляют свои обязанности, подчиняясь Начальнику Генерального штаба.

IV. Управление

  • А. Основные принципы управления
  • В. Судебный контроль
  • С. Организация управления
  • D. Положения, касающиеся государственных служащих
  • Е. Высшие учебные заведения и их руководящие органы
  • F. Государственные теле- и радиопрограммы и информационные агентства
  • G. Высшее общество культуры, языка и истории имени Ататюрка
  • H. Общественные профессиональные организации
  • I. Управление по делам религии
  • J. Неправомерное распоряжение 

А. Основные принципы управления

1. Целостность административного руководства и общественный статус

Статья 123. Административное управление является единым целым, его структура и функции определяются законом. Организация и функции управления основаны на принципах централизации и местного самоуправления. Общественные юридические лица устанавливаются только законом или на основе полномочий, в прямой форме представленных законом.

2. Подзаконные акты

Статья 124. Главное министерство, министерства и общественные юридические лица могут издавать подзаконные акты, чтобы гарантировать применение законов и инструкций, касающихся их специфических областей действия при условии, что они не противоречат этим законам и инструкциям. Закон устанавливает, какие подзаконные акты должны быть изданы в официальном вестнике.

В. Судебный контроль

Статья 125. Обращение к судебному контролю возможно в отношении всех действий и актов администрации. Действия Президента Республики, осуществляемые единолично, и решения Высшего военного совета - вне сферы применения судебного контроля. В исках, поданных против действий администрации, срок давности отсчитывается от даты письменного извещения.

Судебная власть ограничена проверкой соответствия определенных действий и актов администрации законам. Никакое судебное постановление не должно вступать в силу, если оно ограничивает осуществление исполнительной функции в соответствии с формами и принципами, предписанными законом, подменяет действия и акты администрации либо устраняет дискреционные положения.

Если выполнение административного действия приводит к нанесению ущерба, который трудно или невозможно возместить, и в то же время это действие явно противозаконно, то может быть вынесено обоснованное решение о приостановлении этого действия.

Закон может ограничить принятие решения о приостановлении действий исполнительных органов в случаях чрезвычайного положения, военного положения, мобилизации и состояния войны, а также по причинам национальной безопасности, общественного порядка и здравоохранения. Администрация ответственна за возмещение причиненного своими действиями и актами ущерба.

С. Организация управления

1. Центральная администрация

Статья 126. С точки зрения организации центральной администрации на основе географической ситуации и экологических условий, а также требований коммунального обслуживания Турция разделена на области; области разделены на более низкие уровни административных районов. Управление областей основано на принципе передачи более широких полномочий на места.

Центральные административные организации, включающие несколько областей, могут быть установлены с тем, чтобы гарантировать эффективность и координацию коммунального обслуживания. Функции и полномочия этих организаций регулируются законом.

2. Местное управление

Статья 127*(4). Местные административные органы являются общественными юридическими лицами, образованными для того, чтобы удовлетворять общие местные потребности жителей областей, муниципальных районов и деревень, чьи правомочные органы выбираются избирательным корпусом в соответствии с законом и чьи организационные принципы определены законом. Формирование, обязанности и полномочия местного управления регулируются законом в соответствии с принципом местного управления.

Выборы для местных администраций проводятся каждые пять лет в соответствии с принципами, изложенными в статье 67. Однако общие или дополнительные выборы для местных административных органов или для их членов, которые проводятся в течение года до или после общих или дополнительных выборов членов Великого Национального Собрания Турции, проводятся одновременно с общими или дополнительными выборами депутатов Великого Национального Собрания Турции. Для больших городских центров предпринимаются специальные административные меры в соответствии с законом.

Процедуры, связанные с протестом в отношении избранных местных органов власти или их статуса, а также непризнанием их полномочий, определяются в судебном порядке. Однако в качестве временной меры, вплоть до принятия окончательного решения, министр внутренних дел может отстранить от исполнения обязанностей те органы местной администрации или ее членов, против которых было начато расследование или судебное разбирательство, связанное с правонарушениями при исполнении их обязанностей.

Центральная администрация имеет полномочие административной опеки над местными органами власти на основе принципов и порядка, установленных законом, и с целью обеспечения функционирования местных служб в соответствии с принципом централизованного управления, обеспечения единообразного коммунального обслуживания, защиты общественных интересов и решения местных нужд соответствующим способом.

Объединение местных административных органов в союз с согласия Совета министров происходит с целью разрешения определенных общественных проблем, а также осуществления функций и полномочий; финансирование и меры безопасности этих союзов и их взаимные связи и отношения с центральной администрацией регулируются законом. Между этими административными органами финансовые ресурсы распределяются пропорционально их функциям.

D. Положения, касающиеся государственных служащих

1. Общие принципы

Статья 128. Основные и непрерывные функции государства, государственных экономических предприятий и других общественных организаций со статусом юридического лица, выполнение которых должно соответствовать общим основам административного управления, обеспечиваются деятельностью государственных должностных лиц и других государственных служащих.

Требования, предъявляемые к государственным должностным лицам и другим государственным служащим, порядок их назначения, обязанности и полномочия, их права и ответственность, зарплата и пособия, а также другие моменты, связанные с их статусом, регулируются законом. Процедура и условия, устанавливающие подготовку старших администраторов, регулируются специальным законом.

2. Обязанности и ответственность, гарантии при дисциплинарных взысканиях

Статья 129. Государственные должностные лица и другие государственные служащие должны выполнять свои обязанности, подчиняясь Конституции и законам. Государственные должностные лица, другие государственные служащие и члены общественных профессиональных организаций или их руководящих органов не могут подвергаться дисциплинарным взысканиям без предоставления права на защиту.

Дисциплинарные взыскания подвергаются судебному контролю, за исключением предупреждений и выговоров. Положения относительно военнослужащих, судей и прокуроров остаются без изменений.

Иски о возмещении убытков, причиненных по вине государственных должностных лиц и других государственных служащих при осуществлении своих обязанностей в отношении администрации, предъявляются только в соответствии с процедурой и условиями, указанными в законе, и при условии права регресса к ним.

Судебное преследование государственных должностных лиц и других государственных служащих за предполагаемые правонарушения, кроме случаев, предусмотренных в законе, зависит от разрешения административных органов, указанных в законе.

Е. Высшие учебные заведения и их руководящие органы

  1. Высшие учебные заведения
  2. Руководящие органы высшего образования
  3. Высшие учебные заведения, регулируемые специальными положениями

1. Высшие учебные заведения

Статья 130. С целью подготовки трудовых ресурсов на основе системы современного образования и принципов обучения, для удовлетворения потребностей нации и страны в соответствии с законом государством учреждаются университеты, имеющие различные подразделения со статусом юридического лица и научной автономией. Университеты, образованные для обучения и воспитания на базе среднего образования, готовят преподавателей различных степеней, научно-исследовательские кадры для работы в качестве консультантов, работников печати, службы стране и человечеству.

В соответствии с указанными в законе порядком и принципами, но при условии, что не будет преследоваться цель получения доходов, под наблюдением и контролем со стороны государства высшие учебные заведения могут создаваться и благотворительными фондами. Законом предусматривается географически равномерное распределение университетов по всей стране. Университеты, члены преподавательского состава и их помощники могут свободно участвовать во всех видах научного исследования и публикациях. Однако это не включает свободу участвовать в действиях, направленных против существования и независимости государства, а также против целостности и неделимости нации и страны.

Университеты и их подразделения находятся под контролем и надзором государства, и их безопасность обеспечивается государством. Ректоры университетов назначаются Президентом Республики, а деканы - Советом по высшему образованию в соответствии с процедурами и положениями закона. Административные и контрольные органы университетов, а также преподаватели не могут по какой-либо причине быть отстранены от должности какими бы то ни было органами, кроме компетентных органов университета или Совета по высшему образованию. Бюджеты, составленные университетами, после рассмотрения и одобрения Советом по высшему образованию представляются Министерству национального образования и должны быть реализованы и проконтролированы в соответствии с принципами, применимыми к общим и вспомогательным бюджетам.

Создание высших учебных заведений и их органов, их функционирование и выборы, их обязанности, полномочия и ответственность, процедуры, которые возлагаются на государство в осуществлении права контролировать и инспектировать университеты, обязанности преподавательского состава, их звания, назначения, продвижение по службе и выход в отставку, обучение преподавательского состава, отношения между университетами и преподавателями с общественными и другими организациями, уровень и сроки обучения, прием студентов высших учебных заведений, требования посещаемости и оплаты, принципы, касающиеся помощи со стороны государства, дисциплинарные взыскания и наказания, финансовые проблемы, права персонала, требования, предъявляемые преподавательскому составу, назначение преподавателей в соответствии с межуниверситетскими требованиями, осуществление обучения и образования в условиях свободы и гарантий, а также в соответствии с требованиями современной науки и техники, использование финансовых ресурсов, выделяемых государством Совету по высшему образованию и университетам, регулируются законом.

Высшие учебные заведения, учрежденные фондами, подчиняются положениям, установленным Конституцией для государственных высших учебных заведений в вопросах академической деятельности, найма преподавательского состава и безопасности, за исключением финансовых и административных вопросов.

2. Руководящие органы высшего образования

Статья 131. Совет по высшему образованию учреждается для планирования, организации, руководства и контроля за образованием, направления обучения, воспитания и научного исследования в высших научных учреждениях, функционирования и развития этих учреждений в соответствии с целями и принципами, установленными законом, в целях обеспечения эффективного использования ресурсов, выделяемых университетам, и планирования подготовки преподавательского состава.

Совет по высшему образованию состоит из членов, назначенных Президентом Республики из числа кандидатов, представленных Советом министров, начальником Генштаба, университетом в соответствии с количеством, квалификациями и процедурой, предписанной законом, отдавая предпочтение членам профессорско-преподавательского состава, успешно справляющимся со своими обязанностями в качестве ректора, а также из членов непосредственно назначенных Президентом Республики единолично. Организация, функционирование, полномочия, ответственность и принципы деятельности Совета регулируются законом.

3. Высшие учебные заведения, регулируемые специальными положениями

Статья 132. Высшие учебные заведения Турецких Вооруженных Сил и органов безопасности регулируются нормами соответствующих специальных законов.

F. Государственные теле- и радиопрограммы и информационные агентства

Статья 133. Радио- и телевизионные станции создаются и управляются открыто в соответствии с правилами, которые регулируются законом.

Отдельные радио- и телевизионные агентства создаются государством со статусом общественного юридического лица, а информационные агентства, получающие помощь от общественных юридических лиц, являются автономными, а их радиопередачи - беспристрастными.

G. Высшее общество культуры, языка и истории имени Ататюрка

Статья 134. Высшее общество культуры, языка и истории имени Ататюрка учреждается как общественное юридическое лицо под символической эгидой Ататюрка, под контролем и при поддержке со стороны Президента Республики при премьер-министре в составе Исследовательского центра Ататюрка, Общества турецкого языка, Турецкого исторического общества и Культурного центра Ататюрка для проведения научных исследований, осуществления публикаций и распространения информации по мировоззрению, принципам и реформам Ататюрка, турецкой культуры, турецкой истории и турецкого языка.

Финансовые средства общества турецкого языка и турецкой истории, определенные Ататюрком в своем завещании, сохраняются и соответственно распределяются. Структура, органы, методы работы и вопросы персонала Высшего общества культуры, языка и истории, а также полномочия в отношении их подразделений регулируются законом.

H. Общественные профессиональные организации

Статья 135*(4). Общественные профессиональные организации и их руководящие органы - это общественные юридические лица, созданные в соответствии с законом в целях удовлетворения общественных интересов лиц определенной профессии, облегчения их профессиональной деятельности, обеспечения развития профессии в соответствии с общими интересами, защиты трудовой дисциплины и профессиональной этики, обеспечения честных и доверительных отношений между их членами и обществом; их органы избираются их членами тайным голосованием в соответствии с процедурой, установленной законом и под контролем судебных органов.

Членство лиц в общественных профессиональных организациях, постоянно занятых в государственных учреждениях или на государственных экономических предприятиях, не обязательно. Эти профессиональные организации не должны участвовать в действиях, не соответствующим целям, для достижения которых они установлены.

Политические партии не должны выдвигать кандидатов на выборах в органы этих профессиональных организаций или их руководящие органы. Правила, касающиеся административного и финансового контроля над этими профессиональными организациями со стороны государства, определяются законом.

Ответственные органы профессиональных организаций, которые участвуют в действиях, не соответствующих их целям, должны быть распущены решением суда по требованию органов, указанных в законе, или прокурора, а вместо них должны быть избраны новые органы. Однако в случаях, когда промедление угрожает национальной безопасности, общественному порядку, и в случаях, когда необходимо предупредить совершение или продолжение преступления или произвести арест, на властные органы, определенные законом, может быть возложено полномочие приостановить деятельность профсоюзов.

Решение относительно этих полномочий должно быть представлено для одобрения ответственным судьей в течение 24 часов. Если судья не объявляет решение в течение 48 часов, это административное решение аннулируется автоматически.

I. Управление по делам религии

Статья 136. Управление по делам религии, которое входит в структуру органов администрации, осуществляет свои обязанности, определенные в специальном законе, в соответствии с принципами лаицизма, связанного не с политическими представлениями и идеями, а со стремлениями к национальной солидарности и целостности.

J. Неправомерное распоряжение

Статья 137. Если лицо, находящееся на государственной службе, независимо от его положения или статуса считает распоряжение, изданное его руководителем, противоречащим положениям подзаконных актов, инструкциям, законам или Конституции, оно не должно его исполнять, а должно сообщить об этом лицу, издающему распоряжение.

Однако если его руководитель настаивает на этом распоряжении и возобновляет его в письменной форме, это распоряжение должно быть выполнено: в этом случае лицо, исполняющее распоряжение, не должно быть привлечено к ответственности. Распоряжение, которое само по себе является преступлением, ни в коем случае не должно быть выполнено; лицо, выполнившее такое распоряжение, не освобождается от ответственности.

Исключения, обозначенные законом, касающиеся исполнения воинских обязанностей и защиты общественного порядка или общественной безопасности, в срочных ситуациях сохраняются.

Текст приведен по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.

 

Фото
Пляж Чиралы, Турция.

Фото деревни Чиралы и её окрестностей.

Море в Кемере зимой.

Какая она - зима в Кемере? Немного фоток моря, пляжей и города.

Смотрите также
Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы в

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

Конституция Турции (1921)

Турецкая Конституция 1921 года (тур.: Te?kil?t-?

О прямых иностранных инвестициях в Турции

Заинтересованность власти Турецкой Республики в привлечении иностранного капитала послужила толчком для принятия данного закона.

Закон «О разрешении на трудоустройство иностранцев» в Турции

Закон «О разрешении на трудоустройство иностранцев» в Турции.

Постановление № 2011/2306 о первом абзаце статьи 3 Закона №5683 о пребывании и п

С 1 февраля 2012 года вступает в силу Постановление № 2011/2306 о первом абзаце статьи 3 Закона №5683 о пребывании и перемещении иностранных граждан в Турции.