Конституция Турецкой Республики. Часть 2, раздел 2

ЧАСТЬ 2. Основные права и обязанности. Раздел 2. Права и обязанности личности

I. Неприкосновенность личности, материальное и духовное достояние

Статья 17. Каждый имеет право на жизнь и на защиту, а также улучшение своего материального и духовного достояния.

Физическая целостность личности не должна быть нарушена, кроме как в связи с медицинской необходимостью и в случаях, установленных законом; лицо не должно подвергаться научным и медицинским экспериментам без его согласия. Никто не должен быть подвергнут пытке или недостойному обращению; никто не должен быть подвергнут наказанию или обращению, несовместимому с человеческим достоинством.

Такие случаи, как, например, исполнение смертной казни на основании приговора суда, убийство при самообороне, смерть в результате применения оружия, разрешенного законом как необходимая мера при задержании, аресте, предотвращении побега законно арестованных или осужденных лиц, подавление учиненных беспорядков или восстания, а также выполнение распоряжения уполномоченных органов во время военного или чрезвычайного положения, находятся вне сферы применения положения части 1.

II. Запрещение принудительного труда

Статья 18. Никто не должен быть принужден к труду. Неоплачиваемый принудительный труд запрещен.

Принудительные работы в период отбывания срока заключения или нахождения под арестом, работы, требуемые от граждан в условиях чрезвычайного положения, физический и интеллектуальный труд, когда потребности страны требуют обязательного исполнения гражданского долга, не считаются принудительным трудом, если форма и условия такого труда определены законом.

III. Личная свобода и безопасность

Статья 19. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы, за исключением случаев, когда такая процедура и условия предусмотрены законом; случаев исполнения судебных решений, ограничивающих свободу и выполнение мер безопасности; ареста или задержания лица в соответствии с судебным решением или в предусмотренных законом случаях; исполнения решения, направленного на перевоспитание несовершеннолетнего, находящегося под надзором, или доставление его в компетентные органы; осуществления мер, принятых в соответствии с законными положениями по поводу лечения, образования или перевоспитания в специальных учреждениях для душевнобольных, алкоголиков или наркоманов, а также бродяг или лиц, распространяющих инфекционные болезни, если такие люди представляют опасность для общества; ареста или задержания лица, проникшего или пытающегося незаконно проникнуть в страну, или лица, в отношении которого принято решение о выдворении.

Лица, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать их виновность в совершении преступления, могут быть арестованы решением судьи исключительно с целью предотвращения побега или уничтожения, а также искажения улик, либо в других подобных случаях, когда арест необходим, и при обстоятельствах, указанных в законе. Арест без решения суда возможен только в случаях, когда лицо задержано на месте совершения преступления, или в случаях, когда промедление приведет к опасным последствиям; условия применения таких действий определяются в соответствии с законом. Арестованный или задержанный во всех случаях должен быть незамедлительно уведомлен в письменной форме, а если последнее невозможно, то устно, об основаниях его задержания или ареста и выдвигаемых против него обвинениях; в случаях совершения преступления группой лиц - до того, как они предстанут перед судьей.

Арестованное или задержанное лицо предстает перед судьей в течение сорока восьми часов, а в случае совершения преступления группой лиц - в течение пятнадцати дней, за исключением времени, потраченного на препровождение его в ближайший от места задержания суд. Никто не может быть лишен свободы без решения судьи по истечении вышеуказанных сроков. Эти сроки могут быть продлены во время чрезвычайного или военного положения, а также в период военных действий.

Ближайшему родственнику должно быть сообщено о положении арестованного или задержанного лица, за исключением определенных случаев, связанных с неразглашением материалов следствия. Задержанные имеют право требовать проведения допроса в установленные сроки или освобождения в период предварительного или судебного расследования. Освобождение может быть условным с представлением соответствующей гарантии обеспечения присутствия лица в судебном разбирательстве и исполнения решения суда. Лица, лишенные свободы, при любых обстоятельствах имеют право обратиться в соответствующую судебную инстанцию за быстрым заключением судебного разбирательства в отношении них или освобождения, если ограничение их свободы является незаконным.

Ущерб, нанесенный лицу при нарушении вышеуказанных положений, компенсируется государством в соответствии с законом.

IV. Тайна и защита личной жизни

  • А. Тайна личной жизни
  • В. Неприкосновенность жилища
  • С. Свобода сообщения 

А. Тайна личной жизни

Статья 20. Каждый имеет право соблюдения тайны личной и семейной жизни. Тайна личной и семейной жизни не может быть нарушена. Исключения составляют требования, связанные с судебным разбирательством и преследованием. Никто не должен быть подвергнут обыску, ничьи личные бумаги и вещи не могут осматриваться и изыматься, кроме случаев, предусмотренных законом, и при наличии должным образом принятого решения судьи, а также обстоятельств, когда промедление недопустимо и есть указание уполномоченной законом инстанции.

В. Неприкосновенность жилища

Статья 21. Жилище каждого человека неприкосновенно. Ни в чье жилище нельзя войти, произвести обыск или наложить арест на находящееся там имущество, кроме случаев, предусмотренных законом, и при наличии должным образом принятого решения судьи, а также обстоятельств, когда промедление недопустимо и есть указание уполномоченной законом инстанции.

С. Свобода сообщения

Статья 22. Каждый имеет право на свободу сообщений. Тайна сообщений - основной принцип. Не могут чиниться препятствия и нарушаться тайна сообщений, за исключением случаев, предусмотренных законом, и при наличии должным образом принятого на этот счет решения судьи, а также обстоятельств, когда промедление недопустимо и есть указание уполномоченной законом инстанции. Общественные организации и учреждения, в отношении которых делаются исключения из настоящего положения, определяются законом.

V. Свобода выбора места жительства и передвижения

Статья 23. Каждый имеет право на свободу выбора места жительства и передвижения. Свобода выбора места жительства может быть ограничена в соответствии с законом с целью предотвращения правонарушений, обеспечения социального и экономического развития, обеспечения законного и организованного процесса урбанизации, защиты государственной собственности; свобода передвижения может быть ограничена с целью судебного разбирательства правонарушений, а также предотвращения правонарушений. Свобода гражданина покидать страну может быть ограничена в связи с экономической ситуацией в стране, гражданскими обязательствами или уголовным розыском, а также судебным преследованием. Граждане не могут быть высланы из страны или лишены права возвращаться на родину.

VI. Свобода религии и совести

Статья 24. Каждый имеет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений. Богослужение, религиозные обряды и церемонии должны проводиться свободно, при условии, что они не нарушают положения статьи 14. Никто не должен быть принужден к отправлению религиозных культов или участвовать в религиозных церемониях и обрядах, к проявлению своих религиозных верований и быть обвиненным или осужденным за свои религиозные убеждения.

Воспитание и обучение религии и этике осуществляется под контролем и надзором государства. Обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ. Получение какого-либо другого религиозного воспитания и образования зависит от собственного желания лица, а для несовершеннолетних - от требования их законных представителей. Никому не позволено эксплуатировать или злоупотреблять религией или религиозными чувствами, а также вещами, признанными священными, для обеспечения личного или политического влияния или, пусть даже частично, базирование основных устоев, социального, экономического, политического и правового строя государства на религиозных принципах.

VII. Свобода мысли и убеждений

Статья 25. Каждый имеет право на свободу мысли и убеждений. Никто не должен быть по какой-либо причине и с какой-либо целью принужден высказывать свои мысли и убеждения и никто не может быть обвинен в связи с ними.

VIII. Свобода выражения мнений и распространения мысли

Статья 26. Каждый имеет право распространять свои мысли и мнение устно, в письменной форме или в изображениях, а также другими способами индивидуально или коллективно. Это право включает свободу получать и передавать информацию и идеи без вмешательства официальных властей. Это положение не устраняет систему лицензирования для передач радио и телевидения, кино и аналогичных средств. Осуществление этих свобод может быть ограничено в соответствии с предписаниями закона в целях предотвращения преступлений, наказания преступников, отказа в предоставлении информации, являющейся государственной тайной, при защите репутации и прав других лиц, частной и семейной жизни, а также при защите профессиональной тайны и обеспечении надлежащего функционирования судебной власти.

Никакой язык, запрещенный законом, не должен использоваться при выражении и распространении мыслей. Любые письменные или печатные материалы, пластинки, магнитные и видеоленты, а также другие средства выражения информации, используемые в нарушение этого положения, должны обязательно быть изъяты по решению судьи или компетентными органами, определенными законом, если промедление недопустимо.

Органы, издающие распоряжение об изъятии, должны известить компетентного судью о своем решении в течение двадцати четырех часов. Судья должен рассмотреть вопрос в течение трех дней. Положения, регулирующие использование средств распространения информации и мыслей, не должны восприниматься как ограничение свободы выражения мнений и их распространения, если они не препятствуют их распространению.

IX. Свобода науки и искусства

Статья 27. Каждый имеет право свободно изучать и преподавать науку и искусство, давать разъяснения, а также проводить исследования в этих областях. Право публикации не должно использоваться в целях изменения положений статей 1, 2 и 3 Конституции. Положения настоящей статьи не должны исключать регулирования законом проникновения и распространения иностранных публикаций.

X. Положения, касающиеся печати и публикаций

  • А. Свобода печати
  • В. Право издавать периодические и непериодические издания
  • С. Защита средств печати
  • D. Право использовать иные, чем печать, средства массовой информации, принадлежащие общественным корпорациям
  • Е. Право опровержения и ответа

А. Свобода печати 

Статья 28. Печать свободна и не должна подвергаться предварительному разрешению или внесению денежных залогов. Публикация не должна быть сделана на каком-либо запрещенном законом языке.

Государство предпринимает необходимые меры для обеспечения свободы прессы и свободы информации. При ограничении свободы печати применяются положения статей 26 и 27 настоящей Конституции.

Каждый, кто подготавливает или передает в печать либо печатает сам или передает другим какую-либо информацию или публикацию, которая угрожает внутренней или внешней безопасности государства, его территориальной или национальной целостности, призывает к совершению преступления, учинению беспорядков или мятежа, либо содержит сведения, составляющие государственную тайну, привлекается к ответственности в соответствии с законом, регулирующим эти преступления. Распространение может быть приостановлено решением судьи в качестве предупредительной меры, а в случае, когда промедление недопустимо - компетентным органом, определенным в законе. Государственные органы, приостанавливающие распространение, должны известить компетентного судью о своем решении в течение двадцати четырех часов. Если судья не утверждает это решение в течение сорока восьми часов, то приказ о предотвращении распространения публикации считается недействительным.

Не может быть наложен запрет на публикации о событиях, кроме случаев, когда в интересах судопроизводства на это есть законное решение судьи. Периодические и непериодические публикации могут быть конфискованы решением суда в случаях проведения расследования или судебного разбирательства преступлений, указанных в законе, а также в тех случаях, когда промедление могло бы поставить под угрозу территориальную и национальную целостность государства, национальную безопасность, общественный порядок или общественную мораль, а также для предотвращения преступления. Государственный орган, издающий распоряжение о конфискации, должен известить компетентного судью о своем решении в течение двадцати четырех часов. Распоряжение о конфискации становится недействительным, если компетентный судья не утвердит его в течение сорока восьми часов.

Общие положения применяются, если имеют место арест и конфискация имущества периодических изданий вследствие уголовного розыска и судебного преследования. Периодическое издание, издаваемое в Турции, может быть временно приостановлено по предложению суда, если оно признано виновным в публикации материала, который существенно нарушает территориальную и национальную целостность государства, основные принципы Республики, национальную безопасность и общественную мораль. Любая публикация, которая явно несет в себе признаки приостановленного периодического издания, запрещается и будет конфискована после решения компетентного судьи.

В. Право издавать периодические и непериодические издания

Статья 29. Публикации периодических и непериодических изданий не должны быть связаны с получением предварительного разрешения и внесением денежного залога. Для выпуска периодических изданий достаточно, чтобы указанные в законе сведения и документы были предоставлены определенным законом компетентным органам. Если выявлено, что представленная информация и документы нарушают закон, компетентные государственные органы должны обратиться в соответствующий суд за решением о приостановлении публикации.

Публикация периодических изданий, условия публикаций, финансирование и правила, относящиеся к профессии журналиста, регулируются законом. Закон не должен устанавливать никакие политические, экономические, финансовые и специальные условия, затрудняющие свободное распространение новой информации, точек зрения и убеждений. Периодические издания имеют равный доступ к средствам и возможностям государства и других общественных органов и организаций и их представительств.

С. Защита средств печати

Статья 30. Созданные в соответствии с законом в качестве предприятий печати типографии и их филиалы не могут быть арестованы, конфискованы или закрыты по обвинению в том, что являлись орудием преступления, кроме случаев, когда им грозит наказание за преступление, посягающее на территориальную и национальную целостность государства, основные принципы Республики или национальную безопасность.

D. Право использовать иные, чем печать, средства массовой информации, принадлежащие общественным корпорациям

Статья 31. Граждане и политические партии имеют право использовать иные, чем печать, средства массовой информации, принадлежащие негосударственным корпорациям. Условия и порядок такого использования регулируются законом. Закон не должен устанавливать ограничения, ограждающие народ от получения информации или формирования идей и мнений через эти средства информации, а также ограничения свободного формирования общественного мнения на иных основаниях, чем указанные в статье 13.

Е. Право опровержения и ответа

Статья 32. Право опровержения и ответа предоставляется только в случаях, когда задета персональная репутация и честь, или в случаях, не соответствующих истине заявлений, и регулируется законом. Если опровержение или ответ не опубликованы, судья в течение семи дней решает, нужна эта публикация или нет.

XI. Право и свобода собраний

А. Свобода ассоциаций

Статья 33*(4). Каждый имеет право создавать ассоциации без предварительного разрешения. Для создания ассоциации достаточно, чтобы определенные законом сведения и документы были переданы компетентным органам, указанным в законе. Если информация или представленные документы нарушают закон, компетентные органы могут обратиться в соответствующий суд за приостановлением деятельности ассоциации или для ее закрытия.

Никто не должен принуждаться вступать или оставаться членом организации. Формы, условия и порядок, регулирующие осуществление свободы ассоциаций, определяются законом.

Ассоциации распускаются или их деятельность приостанавливается решением судьи в определенных законом случаях. Если промедление угрожает национальной безопасности или общественному порядку, а также в случаях, когда необходимо предотвратить совершение или продолжение преступления или произвести арест, государственные органы, указанные в законе, наделяются полномочиями по приостановлению деятельности ассоциации. Решение этих государственных органов выносится на одобрение ответственному судье в течение двадцати четырех часов. Если судья не объявляет о своем решении в течение сорока восьми часов, то такое административное решение аннулируется автоматически.

Положения части 1 не должны препятствовать установлению ограничений на права военнослужащих и должностных лиц служб безопасности, а также государственных служащих в той степени, в какой того требуют обязанности государственных служащих. Положения этой статьи также применимы к деятельности благотворительных фондов.

В. Право проведения собраний и демонстраций

Статья 34. Каждый имеет право собираться мирно и без оружия, а также участвовать в демонстрациях без предварительного разрешения. Уполномоченная административная инстанция устанавливает место проведения и маршрут следования демонстрации в целях предотвращения нарушения порядка в жизни города. Формы, условия и порядок осуществления права проводить собрания и демонстрации определяются законом. Компетентные органы, установленные законом, могут запретить собрание или демонстрацию или отложить их не более чем на два месяца в случаях, когда имеется существенная вероятность возникновения беспорядков, которые могут серьезно нарушить общественный порядок или нанести ущерб национальной безопасности, а также могут быть совершены действия, нацеленные на уничтожение основных признаков Республики.

В случаях, когда закон запрещает все митинги или проведение демонстраций в провинциях, округах по тем же самым причинам, отсрочка не может превышать трех месяцев. Ассоциации, благотворительные фонды, профсоюзы и общественные профессиональные организации не должны проводить собрания или демонстрации, выходящие за рамки своих целей и полномочий.

XII. Право собственности

Статья 35. Каждый имеет право собственности и наследования. Эти права могут быть ограничены в соответствии с законом только в общественных интересах. Осуществление права собственности не должно противоречить общественным интересам.

XIII. Положения, касающиеся защиты прав

  • А. Свобода отстаивать права
  • В. Гарантия судебной защиты
  • С. Принципы, касающиеся преступлений и наказаний

А. Свобода отстаивать права

Статья 36. Каждый имеет право выступать в судебном процессе в качестве истца или ответчика, применяя законные средства и процедуру. Никакой суд не может отказываться от рассмотрения дела, которое входит в его компетенцию.

В. Гарантия судебной защиты 

Статья 37. Никто не может быть изъят из подсудности того суда, который предусмотрен законом. Чрезвычайные суды, вторгающиеся в юрисдикцию законно установленного суда, не могут быть установлены.

С. Принципы, касающиеся преступлений и наказаний

Статья 38. Никто не должен быть наказан за деяние, которое в момент его совершения не являлось преступлением по действующим законам. Никому не может быть определено более строгое наказание за преступление, чем наказание, применяемое во время совершения преступления.

Положения части 1 также распространяются на определение наказания за преступления в случаях истечения срока давности. Наказания и меры безопасности, действующие в местах заключения, устанавливаются законом. Никто не должен быть признан виновным, пока его виновность не будет доказана в суде.

Никто не должен свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи или предоставлять такого рода доказательства. Уголовная ответственность является персональной. Полная конфискация имущества не может предусматриваться в качестве наказания.

Государственные органы не должны налагать санкции, приводящие к ограничению личной свободы. Исключения из этого положения определяются законом с учетом внутреннего порядка Вооруженных Сил. Никакой гражданин не должен быть выдан иностранному государству в связи с совершением преступления.

XIV. Право на доказательство

Статья 39. По делам о клевете и о диффамации в отношении должностных лиц в связи с исполнением ими служебных обязанностей ответчик имеет право доказывать свою правоту. Право на представление доказательств должно предоставляться, если оно служит общественным интересам или есть согласие истца.

XV. Защита основных прав и свобод

Статья 40. Каждый, чьи конституционные права и свободы были нарушены, имеет право незамедлительно обратиться к компетентным властям. Ущерб, понесенный любым лицом из-за неправомерных действий должностных лиц, возмещается государством. Государство сохраняет право регресса к ответственному должностному лицу.

Текст приведен по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.

 

Фото
Стена базилики св. Иоанна, Сельчук - фото.

Каталог фотографий базилики св. Иоанна, находящейся рядом с античным Эфесом и храмом Артемиды в Турции.

Фото Deepo-Outlet - центра стоковой торговли в Анталье.

Смотрите также
Конституция Турции (1921)

Турецкая Конституция 1921 года (тур.: Te?kil?t-?

Постановление № 2011/2306 о первом абзаце статьи 3 Закона №5683 о пребывании и п

С 1 февраля 2012 года вступает в силу Постановление № 2011/2306 о первом абзаце статьи 3 Закона №5683 о пребывании и перемещении иностранных граждан в Турции.

Временный запрет на въезд иностранных граждан в Турцию

Конституция и некоторые законы Турецкой Республики, а также международные соглашения, подписанные Турцией, предусматривают признание основных прав

Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы в

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

О прямых иностранных инвестициях в Турции

Заинтересованность власти Турецкой Республики в привлечении иностранного капитала послужила толчком для принятия данного закона.